Баш бит » Язмалар » Танылган татарлар » Композиторлар

София Әсгать кызы Гобәйдуллина
                                                 
                                        
София Гобәйдуллина (чын исеме Сания Гобәйдуллина) — мәшһүр татар композиторы.   
                                                    Биография 
    
    София Губайдулина родилась в городе Чистополь, Татарской АССР. Отец — Губайдулин Асгат Масгудович, инженер-геодезист. Мать — Губайдулина Федосия Федоровна, урождённая Елхова, педагог. Дед, Масгуд Губайдулин, был муллой[1]. В 1932 году семья переехала в Казань.
В 1935 София поступила в музыкальную школу. С 1946 по 1949 училась в казанской Музыкальной гимназии по фортепиано (класс М. А. Пятницкой) и композиции, а с 1949 по 1954 в Казанской консерватории по классу композиции у Альберта Лемана, а также по классу фортепиано у Григория Когана. В 1954 г. поступила в Московскую консерваторию, класс композиции Юрия Шапорина, а затем Николая Пейко, класс фортепиано Якова Зака. Сталинская стипендиантка[2]. В 1963 году окончила аспирантуру Московской консерватории по композиции у профессора Виссариона Шебалина. Важным было для неё в эти годы слово-напутствие, сказанное ей Дмитрием Шостаковичем: «Я вам желаю идти вашим „неправильным" путём».
В 1969—1970 Губайдулина работала в Московской экспериментальной студии электронной музыки в музее имени А. Н. Скрябина и написала там электронную пьесу Vivente — non vivente (Живое — неживое, 1970). Губайдулина писала также музыку для кино. Всего она написала музыку к 25 фильмам, включая «Маугли» (мультфильм, 1971) и «Чучело» (реж. Р. Быков, 1983). С начала 1970-х годов подружилась с Петром Мещаниновым (муж с 1992[3]), пианистом, дирижёром ряда её произведений и теоретиком музыки, оказавшим значительное влияние на числовые расчёты в технике музыкальной композиции Губайдулиной[4]. С 1975 г. выступала с импровизациями в составе ансамбля «Астрея» вместе с композиторами Виктором Суслиным и Вячеславом Артёмовым. В 1979 году на VI съезде композиторов в докладе Тихона Хренникова её музыка подверглась жёсткой критике, и Губайдулина попала в так называемую «хренниковскую семерку» — «чёрный список» 7 отечественных композиторов.
В 1991 году Губайдулина получила немецкую стипендию и полтора года находилась в Ворпсведе. С 1992 года живет в Аппене под Гамбургом, сохраняя российское гражданство.
В 2005 году провела мировое турне, посвящённое Тысячелетию Казани.
В 2011 году в Казани прошли торжества и акции в честь 80-летия Губайдуллиной, в том числе два фестиваля её имени и объявление её почетным гражданином Казани.
                                   Оценка творчества

Губайдулина — один из самых крупных и глубоких композиторов второй половины XX века. По мнению многих, это самая выдающаяся женщина-композитор современности[5]. В её творчестве чувствуется стремление к органичному объединению свойств искусства Запада и Востока, воздействие представлений духовно-религиозного порядка. Через веру она приходит и к смыслу творчества. Наряду с Альфредом Шнитке и Эдисоном Денисовым Губайдулина входит в так называемую «троицу» московских композиторов авангардного направления.
Международный фестиваль современной музыки «Конкордия» имени Софии Губайдулиной

В 2011 году с личным патронажем и участием Софии Губайдулиной в Казани основан ежегодный фестиваль современной музыки её имени «Конкордия», в котором выступают известные российские и мировые композиторы и исполнители. 
           Международный конкурс пианистов имени Софии Губайдулиной

В Казани ежегодно проводится международный конкурс пианистов её имени с участием студентов Казанской и других консерваторий.
                                  Центр современной музыки

Центр современной музыки действует в Казани в реконструированном доме на улице Тельмана, где композитор провела свои детские годы. [править] Избранные сочинения
Фацелия, вокальный цикл на слова М. Пришвина (1957) Пять этюдов для арфы, контрабаса и ударных инструментов (1965) Ночь в Мемфисе, кантата для меццо-сопрано, мужского хора и оркестра на древнеегипетские тексты (1968) Рубайят, кантата на стихи Хакани, Хафиза и Хайяма (1969) De profundis (Из глубины), пьеса для баяна соло (1978), впервые исполнена Ф. Липсом Семь слов Христа для виолончели, баяна и струнных (1982) Offertorium (Жертвоприношение), концерт для скрипки с оркестром (1980/1982/1986) Et exspecto (В ожидании), соната для баяна в 5 частях, посвящение Ф. Липсу (1986) Слышу… Умолкло…, симфония в 12 частях под названием (1986) Аллилуйя для хора, оркестра, органа, солиста-дисканта и цветных проекторов, 1990 Из Часослова, кантата на стихи Райнера Марии Рильке, (1991) Теперь всегда снега, кантата на стихи Геннадия Айги (1993) Музыка для флейты, струнных и ударных (1994) Симфония Фигуры времени (1994) Висельные песни (15 песен) на стихи К. Моргенштерна для голоса и ансамбля инструментов (контрабас, ударные и др., 1996). Ночная песнь рыбы, концерт для альта с оркестром (1996), по заказу Чикагского симфонического оркестра, посвященный Ю. Башмету Кватернион для четырёх виолончелей (1996) Страсти по Иоанну, для солистов, хора и оркестра, написанная по заказу города Штутгарта в ознаменование 250-летия со дня смерти И. С. Баха (2000). Пасха по Иоанну, для солистов, хора и оркестра, (2001). «In Tempus Praesens», Второй концерт для скрипки с оркестром, (2007).
                                  Награды и признание
Премия князя Монако (1987), Заслуженный деятель искусств РСФСР (1989), Член Комитета по присуждению Ленинских премий (1990)[6], премия имени Кусевицких, США (1990, 1994), премия Франко Аббиато, Италия (1991), премия на 7-м Международном фестивале композиторов-женщин в Гейдельберге (1992), Государственная премия России (1992), премия имени Людвига Шпора, Германия (1995), Императорская Премия (Praemium Imperiale), Япония (1998), член ордена «Pour le Mérite» («За заслуги») ФРГ (1999), премия фонда "Библия и культура", Германия (1999), музыкальная премия Леони Соннинг, Дания (1999), Большой Крест ордена «Pour le Mérite»(«За заслуги») ФРГ (2002), медаль Гёте, Германия (2001), премия „Silenzio", Москва (2001), «Polar Music Prize» (Премия Polar Music), Стокгольм (2002), «Орден «За заслуги перед Федеративной Республикой Германия»», Германия (2002), «Living Composer», Франция (2003), премия «Триумф» (2006), Почётная награда Правительства Москвы и Международного Совета российских соотечественников "Соотечественник года – 2007», Почётный доктор Йельского университета (2009), Почётный доктор Чикагского университета (2011), Почётный гражданин Казани (2011)   
                                            Цитаты

«Я религиозный православный человек и религию понимаю буквально, как re-ligio — восстановление связи между жизнью и высотой идеальных установок и абсолютных ценностей, постоянное воссоздавание legato жизни. Жизнь разрывает человека на части. Он должен восстанавливать свою целостность — это и есть религия. Помимо духовного восстановления нет никакой более серьёзной причины для сочинения музыки» (цит. по: В. Холопова. София Губайдулина. Путеводитель по произведениям. М., 2001. С. 3-4). 
                                         Библиография
Холопова В. Н., Рестаньо Э. София Губайдулина. — М., 1996. (на ит. яз. — Турин, 1991). Ценова В. С. Числовые тайны музыки Софии Губайдулиной. — М., 2000 (на нем. яз. — Берлин, 2001). Холопова В. Н. София Губайдулина: Путеводитель. — М., 2001. Кудряшов А. Ю. Об особенностях ладогармонического устройства «Сада радости и печали» С. Губайдулиной // Проблемы музыкознания. Музыка. Язык. Традиция: Сборник научных трудов. Вып. 5. / Отв. ред.-сост.: В. Г. Карцовник. — Л.: ЛГИТМиК, 1990. — С. 179—192. Петров В. О. «Сад радости и печали» Софии Губайдулиной (о концепции сочинения) // Камертон: Вестник Астраханской государственной консерватории. Вып 9: сентябрь — декабрь 2010. — Астрахань: Новая линия, 2010. — С. 28-30. M. Kurtz. Sofia Gubaidulina. — Stuttgart, 2001.
 
Категория: Композиторлар | Өстәде: Ләйсән (26.02.2012)
Караулар: 4121 | Теглар: танылган татар, С.Гобэйдуллина, композитор | Рейтинг: 2.0/1
Барлык фикерләр: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Теркәлү | Керү ]